До 31 марта 2022 российские компании планируют перевести оплату за нефть и газ для недружественных стран на рубли. Что касается частной авиации, то пока никаких подобных заявлений от регуляторов воздушного сообщения не поступало.
С 5 марта 2022 года страны, чьи правительства вели санкции против российских официальных лиц, российских компаний, а также выступили за отключения российских банков от SWIFT и закрыли воздушное пространство для для российских самолетов, попали в список недружественных стран:
- Австралия
- Албания
- Андорра
- Великобритания
- Европейский Союз
- Исландия
- Канада
- Лихтенштейн
- Микронезия
- Монако
- Новая Зеландия
- Норвегия
- Республика Корея (Южная Корея)
- Сан-Марино
- Северная Македония
- Сингапур
- Соединённые Штаты Америки (США)
- Тайвань
- Украина
- Черногория
- Швейцария
- Япония
Сейчас на рынке частной авиации можно выделить 3 основные проблемы:
-
Отсутствие возможности летать на самолетах с регистрацией в недружественных странах - это значит, что самолет зарегистрированный в Черногории с флагом Монтенегро не может осуществлять рейсы, например прямых чартеров на бизнес-джетах из Тивата в Москву нет, а, соответственно таких самолетов просто нет в аэропортах рядом с Москвой или другими городами
-
Оплата между российскими юр.лицами и компаниями из недружественных стран в валюте невозможна - скажем, если нужно совершить оплату со счета британской компании на счет российского авиаброкера или оператора за рейс - прямой перевод в фунтах или евро на счет российской компании невозможен. Если у британской компании есть рублевый счет - это также будет затруднительно, так как такие платежи могут восприниматься как подозрительные. Единственный выход осуществлять расчеты между британской компанией и юридическим лицом из нейтральных стран: Турция, Эмираты итд. Другими словами авиаброкеры, у которых есть юридические лица в нейтральных странах могут продолжать принимать платежи за чартерные рейсы как в валюте, так и в рублях.
-
Риск отмены чартера с пассажирами с "российскими корнями" - проблема в том, что наличие двойного гражданства не дает гарантий на то, что авиационные власти принимающей недружественной страны дадут разрешение на перелет. Например, нужно лететь из Москвы в Ниццу, в текущих условиях такой перелет будет осуществлять через Стамбул: турецкий самолет долетит до Москвы и с пассажирами вылетит в Стамбул, а из Стамбула полетит в Ниццу. Основной вопрос, заключается в том, что пассажиры даже с французским гражданством могут быть ассоциированы с Россией и тут есть риск отказа в разрешение на перелет из Турции во Францию.
При всех существующих рисках, авиаброкеры и операторы продолжают находить выходы из положения: формировать группы компаний с возможностью проводить оплату через нейтральные страны, менять регистрацию воздушных судов, договариваться с авиационным властями по пассажирам с двойным гражданством. Первые победы - это возможность летать из Турции в Грецию или из Эмиратов в Грецию российским пассажирам.
Можно оперативно заказать частный самолет для: