Бизнес-джеты в Стамбуле вынуждены потесниться
В мае этого года стамбульский аэропорт Sabiha International (второй по величине) начинает масштабную реконструкцию взлетно-посадочной полосы. Завершение работ планируется в октябре, однако скептики утверждают, что этот процесс затянется не менее чем на полгода. С началом ремонта бизнес-авиацию ожидают немалые хлопоты. Ведь в рабочие дни аэропорт в ночное время будет закрываться и для приема, и для выпуска воздушного транспорта.
На сегодняшний день два самых крупных аэропорта города — Sabiha International и Istanbul International Airport — обслуживают практически равное количество рейсов деловой авиации. Популярность Sabiha International обусловлена его расположением в азиатской части Стамбула, где сосредоточена деловая жизнь города.
Крупнейшим провайдером услуг бизнес-авиации в Турции является компания Gozen Air Service. Ее доля в данном сегменте составляет около 75%. И за первые три месяца 2015 года компания обслужила около 900 рейсов в Istanbul International Airport. Однако первый квартал года считается низким сезоном для деловой авиации. Ситуация существенно обострится с наступлением летнего периода, однако аэропорт имени Ататюрка уже сейчас выжимает максимум из своих возможностей. Кроме того, здесь также проводятся реконструкционные работы — обновляется аэропортовая инфраструктура. Но даже несмотря на неудобства, которые испытывает бизнес-авиация, в Istanbul International Airport и Sabiha International не планируется увеличение количества слотов.
Неудивительно, что бизнес-операторы весьма заинтересовались аэропортом Tekirdağ Çorlu Airport, который находится в 120 километрах от центра города. К его плюсам можно отнести хорошее сообщение со Стамбулом (комфортабельное скоростное шоссе, на котором не бывает пробок), отсутствие слотов и ограничений на парковку самолетов, быстрое и качественное обслуживание пассажиров, хотя спецтерминала для бизнес-пассажиров здесь нет.
Основные же надежды компания Gozen Air Service связывает с открытием в 2017 году нового аэропорта. Он будет расположен в 40 километрах севернее Стамбула и обещает стать самым крупным в Европе (планируемый пассажиропоток — 150 млн человек). Уже сейчас компания подбирает на его территории земельные участки для строительства объектов инфраструктуры. При этом учитывается тот факт, что договор аренды в Турции может заключаться максимум на пять лет с последующим продлением, а это весьма рискованно для долгосрочных инвестиций.